Проблемы научно технической деятельности

Теоретические аспекты правового регулирования общественных отношений в сфере научно-технического прогресса : Логин: пароль: Федеральный правовой портал v. Теоретические аспекты правового регулирования общественных отношений в сфере научно-технического прогресса :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ведяхин ; Академия наук СССР. Институт государства и права. Теоретические аспекты правового регулирования общественных отношений в сфере научно-технического прогресса : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Научно-технический прогресс НТП является на современном проблемы научно технической деятельности мощным средством общественного развития. Под его воздействием происходят коренные изменения в экономической, политической, социальной сферах общества, видоизменяются условия общественного прогресса, вступают в действие новые научно-технические, экономические, политические и социальные факторы. Для того, чтобы НТП не разрушил цивилизацию, соответствовал основным тенденциям социального прогресса, способствовал развитию свободной личности, необходимо создать механизм управления НТП, который позволил бы стимулировать позитивные тенденции в развитии науки и техники и нейтрализовал бы негативные, отрицательные последствия использования достижений научно-технической мысли во всех сферах жизни общества. Необходимость создания эффективного механизма, в том числе и юридического, управления НТП вытекает из постепенного отставания нашей страны в области развития науки и техники от таких индустриально развитых государств, как Великобритания, США, ФРГ, Франция, Япония и др. Правовые проблемы НТП давно находятся в центре внимания ученых-юристов. Данная тематика исследовалась в основном на эмпирическом уровне: анализировались конкретные правовые формы государственного руководства наукой, научно-технической информацией, правовые проблемы научного и технического творчества, создания и внедрения новой техники, вопросы совершенствования законодательства о труде научных работников и т. Среди данного рода исследований следует выделить работы таких ученых, как Красавчиков, - 1 - Отдельные теоретико-правовые вопросы НТП рассматривались в работах По существу глубоких исследований этих проблем не проводилось. Стройной системы методологических положений, которая бы определяла общую схему, исходные предпосылки, основные подходы к изучению правовых вопросов НТП, сегодня не существует. Одним из существенных недостатков юридической науки признается отсутствие единой правовой концепции Проблемы научно технической деятельности. Цели и задачи исследования. В диссертации поставлены следующие задачи: - исследовать факторы влияния НТП на право в целом, на сущность, тенденции его развития; - рассматривая возможности юридического воздействия в области НТП в целом, в комплексе, определить задачи и перспективы нормативного регулирования как отношений в самой сфере НТП, так и в области отношений, вытекающих, связанных с развитием науки и техники; - создать теоретическую базу для прикладных, конкретно-правовых исследований правового регулирования НТП; - основываясь на теоретическом и комплексном анализе правового регулирования НТП, сформулировать проблемы научно технической деятельности по совершенствованию законодательства в области НТП. Данная работа имеет две проблемы научно технической деятельности. Первая состоит в том, что теоретическое проблемы научно технической деятельности анализируемых проблем основывается на сравнительном анализе соответствующего законодательства СССР, ГДР и ФРГ, а также некоторых других стран. Сравнительно-правовой метод, как известно, применим на теоретическом и эмпирическом уровнях познания, позволяет проблемы научно технической деятельности только выявить конкретные особенности правового регулирования изучаемых общественных отношений в тех или иных странах, но и сформулировать общетеоретические положения, выявить закономерности, тенденции функционирования сопоставляемых систем нормативного регулирования. ФРГ и ГДР, законодательство которых сравнивается с советским, выбраны не случайно. Длительное время ГДР считалась наиболее благополучным в экономическом отношении государством среди стран Восточной Европы. Анализ событий, происходивших в ней с октября 1989 г. В диссертации производится контрастное противопоставление административно-командной системы управления на примере ГДР и социальной рыночной экономики в Проблемы научно технической деятельности. В работе анализируется соответствующий законодательный материал некоторых других стран. Другая особенность настоящего исследования состоит в том, что оно не основывается только на чисто правовом анализе рассматриваемых проблем. Научная новизна исследования заключается в следующих выносимых на защиту положениях: - воздействие НТП на все стороны жизни общества обусловливает появление ряда факторов, существенно повышающих значение права в оптимизации и регулировании социальных процессов: а поскольку НТП обусловливает изменение объектов, субъектов и методов проблемы научно технической деятельности, повышает значение государственных и других форм социального управления, необходимо совершенствование правовых форм и средств управления, повышение уровня развития права как общесоциального регулятора общественных отношений; б в условиях НТП наблюдается интенсификация всех сфер жизни общества и в результате возникает необходимость перехода от экстенсивных форм развития права к его интенсификации. Причиной возрастания роли права проблемы научно технической деятельности потребность общества в развитии демократии, демократических прав институтов; в расширение сферы правового проблемы научно технической деятельности в условиях НТП, с одной стороны, и некоторое ее сужение в связи с потребностью развития прав и свобод граждан, расширения самостоятельности инициативы на местах, возрастания демократических форм управления обществом, с другой стороны; г развитие НТП привело к созданию специальных правовых норм, целью которых является формирование оптимальных условий для ускорения НТП; - проблема противоречий между НТП и правом предполагает анализ следующих противоречий: внутренние противоречия права как источник его развития, проблемы научно технической деятельности внутри НТП как объекта воздействия права; противоречия между НТП иными сферами социальной действительности их учет в правовом регулировании; - 4 - - выделяются четыре основных направления воздействия на НТП: создание проблемы научно технической деятельности развитие специального комплекса правовых проблемы научно технической деятельности, регулирующих отношения по созданию использованию научно-технических новшеств; совершенствование правовых форм хозяйственного механизма; оптимизация правового регулирования подготовки и распределения кадров в системе науки, образования и производства; развитие норм права, предотвращающих или, по крайней мере, уменьшающих вредные последствия НТП; - выделяется правовое регулирование НТП в узком и широком смысле слова. В узком - комплекс правовых норм, регулирующих отношения в процессе создания использования научно-технических достижений; в широком - правовые нормы, регулирующие все отношения, вытекающие или связанные с НТП по охране окружающей среды, жизни и здоровья человека, связанные с такими социальными последствиями, как высвобождение работников в результате автоматизации производства и т. Отмечается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух комплексов правовых норм; - системе правового регулирования отношений в сфере НТП должны быть присущи две основные тенденции. Первая, учитывая необходимость комплексного, системного регулирования НТП, состоит в целесообразности принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об НТП, в которых можно изложить принципы правового регулирования этих отношений как в широком, так и в узком смысле слова. Проблемы научно технической деятельности базе Основ должны разрабатываться соответствующие республиканские законы. Второй тенденцией должно быть развитие на базе этих Основ и соответствующих проблемы научно технической деятельности законов норм конкретных отраслей права, прежде всего, норм гражданского права. Принцип гибкого правового регулирования означает своевременное реагирование законодательства на динамику изменчивость общественных отношений в данной сфере, вероятностный характер научно-технического творчества. Действие данного принципа предполагает решение проблемы экономического и научно-технического риска, борьбу с монополизмом в сфере НТП, развитие временных научных коллективов, изменение структуры - 6 - управления НТП, широкое использование правовых экспериментов, развитие диспозитивных методов правового регулирования, локальных норм права. При анализе принципа правового стимулирования выделяются четыре группы правовых стимулов: поощрительные нормы; нормы, расширяющие права, самостоятельность, развивающие инициативу субъектов правовых отношений в области НТП; нормы, устанавливающие меры той или иной ответственности участников данного рода правоотношений; нормы, устанавливающие наступление выгодных или невыгодных последствий для субъектов права. Комплексная оценка НТП предполагает равный в правовых нормах подход к учету всех видов эффекта, разработку всех возможных направлений применения научных результатов во всех отраслях народного хозяйства, разных областях человеческой деятельности; - предлагается установить проблемы научно технической деятельности легальных критерия признакасовокупностью которых определяется понятие научной деятельности: 1 субъектом научного труда являются специально создаваемые проблемы научно технической деятельности как государственные, так и негосударственные ; 2 основная деятельность данных субъектов научного труда направлена на получение новых научных знаний; 3 эта деятельность обладает элементами творчества; - проблемы научно технической деятельности следующие основные направления совершенствования системы нормативного регулирования научной деятельности: необходимо установить в законодательстве приоритетное финансирование фундаментальных исследований; в области такого рода исследований методы прямого управления должны заменяться методами косвенного воздействия. По прикладным разра- - 7 - боткам следует закрепить в правовых нормах возможность широкого использования самых разнообразных организационно-правовых структур, необходимость развития самостоятельных и независимых научных коллективов, целесообразность использования самых разнообразных источников финансирования. При стимулировании научного труда государство должно регулировать лишь принципиальные вопросы проблемы научно технической деятельности не входить в конкретику заработной платы. При этом необходимо стимулировать прежде всего уровень, эффективность, объем использования созданных научно-технических результатов; - предлагается вместо понятия "внедрение" употреблять термин "использование" научно-технических новшеств, не придавая при этом принципиального значения терминологии. Важно, чтобы правовые нормы создавали у участников отношений в области НТП органическую потребность применять, использовать научно-технические достижения. Сформулированы следующие принципы использования научно-технических достижений: "сквозного" регулирования, выражающегося в "увязке" интересов всех участников отношений в области НТП, в ликвидации всех противоречий на всех этапах создания, внедрения и распространения научно-технических результатов; закрепления в законодательном порядке самых разнообразных организационно-правовых форм связи науки с производством; сочетания централизованных и децентрализованных методов управления; проблемы научно технической деятельности необходимо проблемы научно технической деятельности организационно-правовых форм связи науки с производством, предоставляя право выбора любой' формы самим участникам этих отношений, совершенствование обязательственных отношений, возникающих в связи с созданием использованием научно-технической продукции как на - 8 - основе договоров, так и государственных заказов. Предлагаются существенные изменения системы стимулов деятельности предприятий, организаций, как первично осваивающих новую продукцию, новые технологические процессы, так и тех, которые осуществляют массовый выпуск уже проблемы научно технической деятельности научно-технической продукции. Автор диссертации участвовал в работе международных конференций в 1981 г. Издана монография "Правовое регулирование научно-технического прогресса: теоретико-правовой аспект" изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал объемом 10 п. Результаты работы широко используются в учебном процессе. Работа проблемы научно технической деятельности из введения, четырех глав, заключения и описка использованной литературы. По своему содержанию она делится по существу на две части: в первых двух главах рассматриваются теоретические вопросы правового регулирования общественных отношений в сфере НТП, в двух последующих главах наряду с проблемы научно технической деятельности проблемами анализируется конкретное законодательство в данной области общественных отношений, даются необходимые рекомендации по его изменению и совершенствованию. В конце каждого параграфа диссертации формулируется основные выводы и предложения. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность исследования, - 9 - его цели и задачи, формулируется основные положения диссертации, выносимые на защиту. В первой главе "Методология исследования правовых проблем научно-технического прогресса " исследуется научно-технический прогресс как социальное явление, выявляются факторы возрастания роли права в условиях НТП, раскрывается диалектика взаимосвязи права и НТП, определяется возможности и перспективы проблемы научно технической деятельности регулирования общественных отношений в сфере НТП. Исследование теоретико-правовых проблем НТП невозможно без анализа сущности и содержания НТП как социального явления. Диссертант исходит из того, что научно-технический прогресс как научная категория шире, чем научно-техническая революция НТР. НТП включает в себя эволюционную и революционную стороны. Автор рассматривает НТР, НТП не только как естественно-научные, исторически обусловленные логикой развития науки и техники процесса, но и как явления, имевшие соответствующий уровню развития общества социально-экономический характер. Учитывая, что НТП и НТР - взаимосвязанные процессы, что НТП шире, чем НТР, и НТР имеет четко очерченные временные и пространственные границы, нет ни теоретического смысла, ни практической целесообразности разграничения таких понятий при анализе взаимосвязей права с НТП, НТР. В работе анализируются внутренние и внешние противоречия в системе "наука - техника - производство". Особое внимание уделяется исследованию противоречия между новой техникой, технологией и системой управления НТП, важное место в проблемы научно технической деятельности принадлежит праву. Учитывая, что право является важным средством управленческого воздействия в рамках общества в целом, а НТП обусловливает изменение объектов, субъектов и методов управления, повышает значение государственных и других форм социального управления и одновременно создает благоприятные условия для усиления их действенности, необходимо совершенствование правовых форм и средств управления, повышение уровня развития права как общесоциального регулятора общественных отношений. Повышение роли права в развитии современного общества объективно связано с возрастанием значения государства в решении задач совершенствования общества в целом и с ростом значимости функции государственного управления развитием науки и техники, в частности. При анализе данной проблемы обращается внимание на проблемы научно технической деятельности системы функций государства и функциональной характеристики права. Диссертант возражает против выделения научно-технической функции права Казьминпобудительной и ограничительной функции законодательства по отношению к НТП В основном воздействие права в области НТП реализуется в рамках таких специально-юридических функций, как регулятивная и охранительная. Вместе с тем, в работе указывается на возрастание в условиях НТП воспитательной функции права, на усиление социальной ориентации правового регулирования. Причиной возрастания роли права признаются - 11 - также необходимость перехода от экстенсивных форм развития к его интенсификации, потребность общества в развитии демократии, прав и свобод граждан. Содействуя социальному прогрессу, НТП расширяет круг общественных отношений, подлежащих нормативной регламентации. Определяются новые области правового регулирования, вызываемые к жизни современным этапом НТП. Подчеркивается, что расширение правового проблемы научно технической деятельности связано не только с появлением новых объектов или изменениями уже в известных объектах, но и вытекает из необходимости устанавливать социальные проблемы научно технической деятельности использования достижений НТП, установления социального контроля за их использованием. Утверждается, что НТП, с одной стороны, ведет к расширению сферы юридического регулирования, а с другой, предполагает некоторое ее сужение в связи с потребностью развития прав и свобод граждан, расширения самостоятельности инициативы на местах, возрастания значения демократических форм управления обществом. В условиях НТП наблюдается не только расширение и сужение правового регулирования, но и перераспределение сферы нормативного регулирования между отдельными отраслями. Такое перераспределение в области НТП осуществляется в форме возрастания роли гражданско-правовых и снижения административно-правовых форм регулирования. Именно нормы гражданского права являются той отраслью права, которые обладают наиболее полным набором эффективных средств, обеспечивающих нормальное функционирование товарно-денежных и многих иных общественных отношений Перераспределение может происходить также путем формирования комплексных право- - 12 проблемы научно технической деятельности вых институтов. Развитие НТП обусловило создание специальных правовых норм, целью проблемы научно технической деятельности является формирование оптимальных условий для ускорения НТП, эффективного и широкого использования в общественном производстве его достижений. При анализе взаимодействия права и НТП исследуются закономерности развития права в условиях НТП. Автор, различая два группы закономерностей развития права закономерности - противоречия как источники развития права, закономерности - тенденции, характеризующие основные направления развития праварассматривает их в основном через противоречия. Анализируются три группы следующих противоречий права: 1 внутренние противоречия права как источник его развития; 2 противоречия внутри НТП как объекта воздействия права; 3 противоречия между НТП иными сферами социальной действительности их учет в правовом регулировании. В рамках диалектики взаимодействия права и НТП рассматривается и взаимообусловленность их развития. Оказывая влияние преимущественно на развитие производительных сил и превращая науку в производительную силу общества, НТП приводит прежде всего к изменениям в сфере материального производства. Учитывая, что право воздействует на материальные отношения опосредованно, регулирует лишь отношения между людьми в процессе материального производства, проблемы научно технической деятельности взаимоотношений НТП и права основываются на принципах взаимодействия базисных и надстроечных явлений. Вместе с тем, диалектику взаимодействия НТП и права нельзя сводить лишь к вышеуказанному уровню взаимодействия. НТП - продукт не только материального, но и духовного произ- - 13 - водства. Наука, являясь элементом НТП и превращаясь в производительную силу общества, не перестает проблемы научно технической деятельности формой общественного сознания, элементом системы духовного производства. Поэтому взаимосвязи между правом и НТП на данном уровне можно представить в виде взаимодействия двух социальных систем одного порядка. Уделяется значительное внимание проблеме форм воздействия права на НТП. Выделяется четыре основных направления такого воздействия: 1 создание и развитие специального комплекса правовых норм, регулирующих отношения по созданию использование научно-технических новшеств; 2 совершенствование правовых форм хозяйственного механизма; 3 оптимизация правового регулирования подготовки, распределения кадров на производстве, высвобождения работников в связи с автоматизацией производства; 4 развитие норм права; предотвращающих или, по крайней мере, уменьшающих вредные последствия НТП нормы, обеспечивавшие безопасные условия труда, право на благоприятную окружающую среду и т. Для полного представления о диалектике взаимосвязи права и НТП характеризуются следующие процессы, происходящие в праве под влиянием НТП: НТП сказывает воздействие не на отдельные отрасли институты права, а на проблемы научно технической деятельности систему права; обусловливает процессы дифференциации интеграции правового регулирования, появление и развитие комплексных отраслей проблемы научно технической деятельности институтов права, возрастание удельного веса технико-юридических проблемы научно технической деятельности усиливает интенсификацию законодательной, деятельности, повышает ее научный уровень, ее демократизацию; появляются новые приемы законодательной техники, расширяется использование в законотворчестве ЭВМ и другой вычислительной - 14 - техники и т. Автор выделяет правовое регулирование НТП в узком и широком смысле слова. В узком - нормативное регулирование отношений, возникающих в промессе создания использования научно-технических достижений. В широком смысле слова правовое регулирование НТП включает в себя следующий круг отношений: отношения по охране окружающей среды, жизни и здоровья человека; отношения, связанные с такими социальными последствиями, как высвобождение работников в связи с автоматизацией производства и т. Эти два комплекса правовых норм тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основная линия развития правового регулирования данного рода общественных отношений - развитие инициативы, самостоятельности прав всех субъектов правовых отношений в данной сфере. Различая достижение правовых и социальных целей, диссертант определяет их содержание в области НТП. В данной части работы определяются основные подходы к правовому регулированию НТП в широком смысле слова. Касаясь вопросов охраны окружающей среды, жизни и здоровья человека, автор предлагает следующий круг мероприятий: - 15 - в законодательном порядке нужно установить жесткие социальные ограничения создания использования в общественном производстве достижений научно-технической мысли. Необходимо при разработке любых социальных проектов, при подготовке к началу осуществления любого научного проекта проводить экологическую экспертизу. Определяются порядок и условия проведения таких экспертиз; исключать из объема произведенной продукции и прибыли предприятий ту часть, которая получена за счет нарушения социальных нормативов и стандартов; повысить плату предприятий за природные ресурсы, за природопользование, за выбросы загрязняющих веществ; повысить как размеры поощрения за успехи в работе по охране окружающей среды, так и санкции за противоправные деяния. Причем ответственность должна наступать при самом факте отрицательного воздействия на окружающую среду. Проблемы охраны жизни и здоровья человека решаются, не только нормами природоохранительного законодательства. В связи с этим предлагается учитывать следующее: - необходима четкая правовая определенность порядка осуществления трансплантации органов, процессов, связанных с генной инженерией, биотехнологией, с созданием искусственного интеллекта, искусственного оплодотворения. В условиях Проблемы научно технической деятельности особую остроту приобретает вопрос об определении источника повышенной опасности, о возмещении вреда, проблемы научно технической деятельности таким источником; - охрана жизни и здоровья человека требует соответствующих изменений в советском уголовном законодательстве - возникла необходимость установления уголовной ответственности за компьютерное мошенничество, проблемы научно технической деятельности причиненный вред при - 16 - пересадке органов; настолько возросла ответственность ученых за создание использование достижений НТП, то, возможно, будет целесообразным введение специальной статьи в УК союзных республик, предусматривающей такую ответственность проблемы научно технической деятельности - большое значение имеет вопрос об источнике выплаты компенсации за вредные условия труда. В целях заинтересованности предприятий, организаций в снижении таких выплат, а, следовательно, в улучшении условий труда, целесообразно, чтобы определенная часть этих средств возмещалась за счет финансовых источников проблемы научно технической деятельности, организации. Одна из следующих сфер, которая требует правового регулирования, - это отношения, возникающие проблемы научно технической деятельности связи с механизацией и автоматизацией производства. Высвобождение и движение рабочей силы в условиях рыночной экономики, ускорения НТП признается всеобщим, объективно необходимым процессом. При безусловно негативных социальных последствиях безработицы отмечается и ее определенное положительное значение. При высвобождении работников возможны два уровня решения возникающих в связи с этим социальных проблем: на уровне предприятий, министерств, либо на уровне специальных государственных органов, занимающихся вопросами обеспечения трудоустройства людей, выплаты пособий и т. Как правило, в других странах эти проблемы решают только специальные органы по трудоустройству. Диссертант предлагает в разрабатываемых сейчас Основах законодательства о занятости в СССР создавать специальные денежные фонды занятости на государственном, отраслевом, региональном уровнях, в рамках отдельных предприятий, предназначаемые для выплаты соответствующих - 17 - средств увольняемым в результате автоматизации и механизации производства работникам источниками создания таких фондов могут быть средства госбюджета, местных Советов, отчисления от прибыли предприятий и др. Необходимо также в законодательном порядке ликвидировать всякие условия, ограничивавшие свободу выбора гражданином места работы прописка, проблемы научно технической деятельности, стимулирование государством долговременной проблемы научно технической деятельности непрерывной работы на одном и том же предприятии и др. В работе дастся конкретные рекомендации по совершенствованию правовых форм повышения квалификации. Вторая глава "Принципы проблемы научно технической деятельности регулирования общественных отношений в области научно-технического прогресса" посвящена формулированию основных правовых понятий и суждений по проблеме "право и НТП", определению принципов законодательного регулирования проблемы научно технической деятельности отношений в сфере НТП. При определении границ правового регулирования отношений в области НТП автор исходит из того, что правовому регулированию подлежат как система НТП в целом, отдельные его стадии, так и результаты этого процесса. Правовое регулирование НТП в узком смысле слова должно охватывать отношения со стадии прогнозирования, фундаментальных, теоретических работ до стадии широкого использования научно-технических достижений. Поскольку НТП, с одной стороны, является единым процессом создания и распространения научно-технических результатов, а с другой - состоит из весьма самостоятельных, отдельных элементов научные исследования, использование их результа- проблемы научно технической деятельности 18 - тов и т. Проблемы научно технической деятельности два вида нормативных актов должны быть взаимосвязаны и взаимосогласованы. Действующая законодательная практика показывает, что такая специфика НТП как объекта правового регулирования в полной мере не учитывается. Единых законодательных актов, в которых решались бы в комплексе все вопросы НТП, сегодня нет. Анализ нормативных актов в области НТП свидетельствует о быстром и малоконтролируемом росте их числа, отраслевой и ведомственной раздробленности. Обращается внимание на вред наблюдаемой в нашей законодательной практике сверхрегламентации, на несоответствие ведомственных нормативных актов общесоюзным. Вместе с тем некоторые вопросы не решены в законодательном порядке вовсе, ненадлежащим образом решены вопросы повышения эффективности использования научно-технических достижений, многие положения различных нормативных актов не согласованы между собой. В результате такой сложившейся сейчас ситуации достаточно широко в литературе обсуждается вопрос о выборе правовых форм законодательного регулирования данного комплекса общественных отношений. В том, что НТП как единый процесс невозможно урегулировать нормами какой-либо одной отрасли права, большинство ученых-юристов не сомневается. Можно выделить при этом две взаимосвязанные друг с другом проблемы: нормы какой отрасли права оказывают наибольшее влияние на развитие НТП в целом и можно ли в рамках этой отрасли права проблемы научно технической деятельности общие положения по вопросам правового регулирования НТП; если это невозможно, то в какой форме возможно соз- - 19 - дание единого законодательного акта и проблемы научно технической деятельности он должен включать в себя. На взгляд диссертанта, системе правового регулирования отношений в сфере НТП должны быть присущи две основные тенденции. Первая, учитывая необходимость комплексного, системного регулирования НТП, что одним из признаков правового государства признается верховенство закона, состоит в целесообразности разработки и принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об НТП, в которых можно изложить основные принципы правового регулирования этих отношений как в широком, так и в узком смысле слова. На базе Проблемы научно технической деятельности должны разрабатываться соответствующие республиканские законы. Раскрывается содержание данных Основ. Второй тенденцией должно быть развитие на базе этих Основ и соответствующих республиканских законов норм конкретных отраслей права, прежде всего, гражданского права. Нельзя согласиться с точкой зрения, что наиболее плодотворной для решения проблем НТП является хозяйственно-правовая концепция. Опыт ГДР показывает, что такая концепция не в полной мере обеспечивает единство и взаимосвязь имущественных отношений с неимущественными. В качестве одного проблемы научно технической деятельности условий целесообразности хозяйственно-правовой концепции всегда считалась возможность осуществления вертикальной имущественной ответственности, в том числе и в сфере НТП. Однако попытки ввести ее в ГДР не дали ожидаемого результата и соответствующие законоположения были отменены. Дифференциация правовых норм в сфере НТП предполагает также выделение в особую группу технико-юридических норм, рост удельного веса которых рассматривается в качестве одной - 20 - из характерных особенностей современного законодательства. Раскрывается правовая природа этих норм. Одна из сложностей правового регулирования НТП состоит в том, что действующее законодательство не содержит точных, юридически значимых понятий. В данной части работы автор касается проблемы научных, научно-технических результатов, достижений. Предлагается закрепить в законодательстве следующее определение: научно-технический результат научно-техническое достижение - это конечный продукт научного, научно-технического творчества, представляющий собой научно-техническую информацию, материализованную в схемах, описаниях, технической документации, образцах новых изделий, оборудования, технологии и обладающую определенным уровнем новизны. Диссертант предлагает закрепить в законодательстве право интеллектуальной собственности. Раскрывается его содержание, дается характеристика объектов права интеллектуальной собственности. Общая теория права выделяет общие, межотраслевые, отраслевые, межинститутские и подотраслевые принципы, принципы функционирования тех или иных комплексов проблемы научно технической деятельности норм - так, выделяются специфически-юридические принципы права охраны окружающей среды. К таким комплексам относится и законодательство о научно-техническом прогрессе. В диссертации выделяются следующие принципы правового регулирования общественных отношений в сфере НТП: гибкого правового регулирования, правового стимулирования, комплексной оценки НТП. Принцип гибкого регулирования НТП означает своевременное реагирование законодательства на динамику изменчивость общественных отношений в данной сфере, в порой непредсказуе- - 21 - мый характер научно-технического творчества. Действие данного принципа предполагает прежде всего решение проблемы научно технической деятельности риска в области НТП. Риск исследуется как объективная и субъективная категория, определяются виды риска в области НТП. Законодательство об НТП сегодня не учитывает в своих нормах все формы риска. С точки зрения автора, творческая неудача, несмотря на активную добросовестную работу исследователей, должна быть признана в законодательстве условием освобождения от имущественной ответственности. Определяются условия наступления отрицательных последствий для исполнителя работ как по прикладным, так и по фундаментальным, теоретическим исследованиям. Диссертант считает перспективном создание на всех уровнях либо фондов "риска" для компенсации затрат по научно-техническим разработкам с полученным отрицательным результатом, а также для проведения инициативных научно-исследовательских работ, либо предусмотреть в законодательстве расходование резервных фондов на эти цели. В работе определяются формы борьбы с монополизмом в сфере НТП. Предлагается в разрабатываемом сейчас антимонопольном законодательстве учитывать специфику научно-технической деятельности. Монополизму способствует структура управления НТП. Показано отличие нашей системы управления НТП от подобной во многих развитых странах Запада. Утверждается, что отраслевые министерства как субъекты нововведений давно уже доказали свою неспособность и должны быть постепенно ликвидированы. Ликвидации монополизма в науке, развитию состязательности, конкуренции может содействовать изменение организационно-правовой структуры самих научных учреждений. Необходим - 22 - переход к многопрофильным научным учреждениям, что позволит гибко и оперативно реагировать на складывающуюся в тот или иной момент ситуацию на рынке научно-технических идей. Автор уделяет большое внимание в борьбе с монополизмом роли малых предприятий, научных коллективов. Анализируется советское и зарубежное законодательство о малых фирмах. Принцип гибкого правового регулирования предполагает создание и развитие временных научных коллективов, широкое использование правового эксперимента, дозволительного типа правового регулирования, диспозитивных правовых норм. Следующий принцип правового регулирования НТП - это принцип стимулирования субъектов правовых отношений в области НТП за достижение высококачественных научно-технических результатов их широкое, высокоэффективное использование в общественной практике. В работе обстоятельно исследуется проблема правовых стимулов. С точки зрения диссертанта, к правовым стимулам следует относить четыре группы правовых норм: поощрительные нормы; нормы, расширяющие права, самостоятельность, развивающие инициативу субъектов правовых отношений в области НТП; нормы, устанавливающие меры той или иной ответственности участников данного рода правоотношений; нормы, устанавливающие наступление выгодных или невыгодных последствий для субъектов права. Дается отличие таких норм от поощрительных. Правовое стимулирование НТП предполагает: 1 сочетание системы правового стимулирования трудовой активности отдельных работников, инициативы коллектива в целом со специальной системой стимулирования НТП; 2 совершенствование как форм морального и материального поощрения, так и юридической от- - 23 - ветственности участников данных правоотношений; проблемы научно технической деятельности стимулирование экономической и организационной самостоятельности субъектов права в области НТП; 4 в связи с развитием самостоятельности предприятий и организаций совершенствование норм-стимулов должно осуществляться на уровне, проблемы научно технической деятельности всего, развития локальных правовых норм. Третьим и последним принципом правового регулирования НТП признается принцип комплексной оценки планируемых и проблемы научно технической деятельности научно-технических результатов. Комплексность, во-первых, предполагает ликвидацию разобщенности между технической новизной и его экономической и социальной эффективностью; во-вторых, важно, чтобы на всех стадиях научно-исследовательского цикла - от прогнозирования до момента использования научно-технических достижений - учитывалась эффективность намечаемых или достигнутых результатов. Законодательство должно содержать такой порядок оценки научно-технических достижений, при котором учитывалась бы не только экономическаяно и социальная эффективность, в том числе и те социальные ограничения, о которых шла речь в данной работе ранее. Комплексная оценка предполагает также разработку всех возможных направлений применения научных результатов во всех отраслях народного хозяйства и фазах системы общественного производства, в самых разных областях человеческой деятельности. В третьей главе "Правовое регулирование научной деятельности " исследуется научное творчество как объект правового воздействия, формулируются основные направления совершенствования системы нормативного регулирования научной деятельности. В зависимости от того, какой смысл вкладывается в поня- - 24 - тие "научная деятельность", могут по-разному решаться вопросы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. Определяется практическое значение закрепления в законодательстве понятия "научная деятельность". Элементы научной деятельности, строго говоря, объективны по своей природе и поэтому, определив их, можно всякий раз с определенной точностью устанавливать, относится ли данная деятельность к научной или не относится. Непременным признаком научной деятельности признается наличие в ней элементов творчества. Диссертант считает наиболее правильным характеризовать творчество, исходя из его сущности, и учитывая его познавательный характер, через критерии "вероятностность" и "вариантность", признаки которых должны проявляться на всех стадиях научного процесса. Творчество в научном процессе выражается в следующем: - в вариантности, проблемности выбора, определения цели, задач исследования; - в вариантности выбора методов достижения поставленной цели, различая при этом аналитический и неаналитический методы творческого решения проблемы; - в наличии той или иной степени вероятности в получении проблемы научно технической деятельности результатов, т. Для признания творчества самостоятельным признаком научной деятельности необходимо, помимо выявления элементов - 25 - творчества, определить, какое проблемы научно технической деятельности творчество характерно для научного трупа. Анализируется соотношение понятий "научное" и "техническое" творчество. К научному творчеству следует относить лишь профессиональное творчество. Одним из основных признаков научной деятельности признается наличие особой цели, присущей только научному труду. Эта цель выражается проблемы научно технической деятельности направленности всего процесса научного творчества на получение новых и социально значимых знаний. Рассматриваются с правовой точки зрения признаки понятия "новые научные знания". Понятие "научное знание" не идентично понятию "научный результат" и должно включать в себя в качестве составной части понятие "научный метод". Последний рассматривается и в качестве критерия творчества, и в проблемы научно технической деятельности самостоятельного объекта правового регулирования. Научная деятельность может быть пригнана таковой в том случае, когда ее целью является не просто получение новых знаний, а знаний, которые обладают признаками новизны и научности. Определяются критерии научности знаний. Учитывая существование двух видов процесса научного познания - коллективное индивидуальное, советское законодательство наряду с научными организациями, учреждениями признает в качестве субъектов научного творчества и отдельных научных работников. Каждый из этих субъектов научной деятельности обладает - 26 - рядом специфических признаков, отличающих их от субъектов, осуществляющих иные виды социальной деятельности. Предлагается установить три легальных критерия признакасовокупностью которых определяется понятие научной деятельности: 1 субъектом научного труда являются специально создаваемые коллективы как государственные, так и проблемы научно технической деятельностиа также отдельные научные работники; 2 основная деятельность данных субъектов научного труда направлена на получение новых научных знаний; 3 эта деятельность обладает элементом творчества. Научная деятельность рассматривается не только как объект в конкретных правоотношениях, но и как объект воздействия всей системы правовых норм, всей системы правового регулирован я. В работе определяются границы, цели правового регулирования научной деятельности. При анализе научной деятельности как проблемы научно технической деятельности правового воздействия автор предлагает учитывать следующее: - право регулирует не сам проблемы научно технической деятельности процесс, а отношения, связанные с организацией осуществления научной деятельности, иначе говоря, отношения, складывающиеся по поводу планирования, финансирования, материально-технического обеспечения, материального стимулирования, координации, оценки научной деятельности, отношения, возникающие из заключенных между проблемы научно технической деятельности и организациями договоров на проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и т. При определении основных направлений совершенствования системы нормативного регулирования научной деятельности проводится различие проблемы научно технической деятельности законодательным проблемы научно технической деятельности фундаментальных, теоретических и прикладных исследований. Диссертант предлагает установить в законодательстве приоритетное финансирование фундаментальных исследований, особенно сложившихся или формирующихся перспективных научных школ, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществить переход к тематическому и программно-целевому способам финансирования в области фундаментальных исследований, как ни в какой другой сфере науки, заменить методы прямого управления методами косвенного воздействия на деятельность научных коллективов, научных работников. В работе даются конкретные рекомендации по совершенствованию правового режима недавно созданного общегосударственного фонда фундаментальных исследований, правового статуса АН СССР, ГКНТ СССР. С точки зрения автора, наиболее перспективными формами осуществления прикладных разработок, в условиях борьбы с монополизмом, ведомственностью в науке, должно стать развитие научных подразделений в рамках МНТК, МТО, других видов концернов, консорциумов, развитие научных кооперативов, самостоятельных независимых научных коллективов. Даются конкретные рекомендации по совершенствованию налогового законодательства в сфере НТП, науки. Широко используется положительных опыт решения этих вопросов в законодательстве ФРГ, США, других стран. Условиями повышения эффективности прикладной науки в условиях ее перевода на хозрасчет признаются: внедрение в практику деятельности научных учреждений принципа конкурентности; возможность создания научного задела, чему должны способствовать содержащиеся в работе предложения по совершенствованию правовых форм финансирования инициативных, поисковых работ; необходимо изменение в законодательстве порядка оплаты работы, выполненной на основе заключенных договоров - предлагаемся производить окончательные расчеты только попе освоения продукции, технологии в производстве. Автор, помимо повышения оплаты труда научных работников, считает необходимым изменение в законодательном порядке самой системы оплаты научной деятельности и ее стимулирования. Принципами оплаты труда научных работников могут быть следующие: оплата за научный труд как процесс плюс специальные вознаграждения за результаты научно-технической деятельности; критерием оплаты научного труда являются его результаты. Нематериальный характер достигаемых в ходе научного процесса результатов, относительная длительность их достижения, невозможность точно и надежно определить эффективность и научно-технических результатов для проблемы научно технической деятельности вида научного труда не - 29 - дают оснований перейти к оплате труда по его результатам. Новое Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения званий, введенное в действие с 1 июля 1990 г. Полный отказ от стимулирования научной квалификации не будет способствовать ее росту. Тем более, что новая система оплаты труда научных работников устраняет прежнее необоснованна автоматическое повышение оклада при получении степени. Именно метод локального правового регулирования должен стать в современных условиях главным способом регулирования отношений, связанных с оплатой труда на всех предприятиях и организациях, в том числе и научно-технических. Поэтому научные коллективы, основываясь на установленных государством таких критериях, проявляющих квалификацию научного труда, как ученая степень, занимаемая должность, сложность выполняемой работы, должны сами опреде- - 30 - лять своим работникам заработную плату. Утверждается, что система премирования научных работников должна проблемы научно технической деятельности направлена на поэтапное стимулирование, учитывать достигнутый социальный и экономический эффекты, не ограничивая при этом размеры образуемых поощрительных фондов никакими размерами экономического эффекта, что при размере премий надо учитывать не только экономическую и социальную эффективность выполненных разработок, но и уровень новизны разработки, возможность широкого ее применения. В четвертой главе "Правовые формы распространения научно-технических достижений в общественном производстве " формулируются правовые принципы использования научно-технических результатов, выявляются основные тенденции совершенствования правовых форм использования научно-технических результатов. Проблема повышения эффективности научно-технических достижений является сегодня наиболее актуальной. Безусловно, без совершенствования правовых форм использования научно-технических результатов рассчитывать на решение проблемы внедрения невозможно. Необходимо отметить, что наше законодательство не содержит определения таких важных правовых категорий для процесса применения научно-технических результатов проблемы научно технической деятельности "освоение", "внедрение". Автор считает нецелесообразным использовать термин "внедрение" для характеристики всего процесса использования научно-технических новшеств: а содержание этого понятия носит ограниченный характер, так как оно обычно связывается лишь с использованием новшеств в материальном производстве. Ограниченный характер этого термина выражается и в том, что он по своему смыслу - 31 - указывает на сопротивляемость той среды, где должны использоваться эти результаты, носит характер насильственной эмоциональной окраски. Такая сопротивляемость нехарактерна к тому же для всех научно-технических достижений - например, проблемы научно технической деятельности их использования в учебном процессе, в ходе внутринаучного использования и т. Термин "внедрение" предлагается применять для характеристики лишь первоначального процесса использования научно-технических результатов. Для этапа массового использования научно-технических результатов можно применять термин проблемы научно технической деятельности. Для всего процесса применения научно-технических результатов следует употреблять понятие "использование". Главное, однако, не в разграничении этих понятий, не в придании исключительной значимости такой терминологии, а в разработке на каждом этапе создания использования научно-технических достижений таких правовых стимулов, которые побуждали бы предприятия и организации к созданию и эффективному использованию в общественном производстве новшеств. Определяются цели правового регулирования процесса использования научно-технических результатов, исследуются основные причины трудностей, возникающих в ходе применения научно-технических новшеств. Такой анализ позволил автору работы сформулировать принципы правового регулирования процесса внедрения и распространения научно-технических достижений. Выделение самостоятельных принципов нормативного регулирования данного этапа цикла "наука - производство" - 32 - связано с особой значимостью и сложностью этого процесса, специфическим характером правоотношений, складывающихся на данной стадии, наличием самостоятельных целей. Выделяется несколько таких принципов: 1 принцип "сквозного" регулирования, выражающийся в увязке интересов всех участников данного процесса, в ликвидации противоречий на всех этапах создания и распространения научно-технических достижений; 2 принцип закрепления в законодательном порядке самых разнообразных организационно-правовых форм связи науки с производством МНТК, НПО, внедренческие фирмы, учебно-научно-производственные объединения и т. Причем право выбирать ту или иную организационно-правовую форму реализации на практике научно-технических достижений следует предоставить непосредственно самим субъектам такого рода правоотношений; 3 сочетание централизованных и децентрализованных методов управления Проблемы научно технической деятельности, сочетание плана инициативы, самостоятельности участников процесса использования научно-технических новшеств. Централизованные методы должны касаться проблемы научно технической деятельности комплексных научно-технических программ, создания использования принципиально новой проблемы научно технической деятельности и технологии, имеющих общегосударственное, межотраслевое значение. В работе содержатся конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования капитального строительства, материально-технического снабжения в сфере НТП, работы органов научно-технической информации. Автор возражает против предложения некоторых ученыхнаправленного на создание специального нормативного акта, регулирующего отношения по использованию в общественном проблемы научно технической деятельности научно-технических результатов Башин, - 33 - Учитывая взаимосвязь всех стадий цикла "наука-производство", основные принципы, положения, проблемы научно технической деятельности порядок внесения и распространения научно-технических достижений, нужно закрепить в нормативном акте, регулирующем весь комплекс отношений в сфере НТП - с точки зрения диссертанта, в Основах законодательства об НТП. Говоря об основных правовых формах использования проблемы научно технической деятельности результатов, диссертант выделяет две основные тенденции их совершенствования: оптимизация организационно-правовой структуры данного комплекса общественных отношений; качественные изменения в системе стимулирования процесса использования научно-технических результатов. В последние годы появилось много новых организационно-правовых форм взаимосвязи науки и производства, позволяющих сократить срок и качество использования научно-технических достижений, - МНТК, НПО, МГО межотраслевые государственные объединенияпроблемы научно технической деятельности фирмы и т. Не ставя целью проблемы научно технической деятельности анализ правового положения этих субъектов права в области НТП, так как оно достаточно широко освещено в юридической литературе Сейчас в нашей стране действует свыше 500 НПО. Одна из главных сложностей функционирования данных субъектов права заключается в том, что ввиду отсутствия в законодательстве четкого указания о главных целях, задачах этих организаций, в большинстве НПО стали превалировать производственные зада- - 34 - чи над научными, и научные организации постепенно превращаются во вспомогательные подразделения объединений, работа которых направлена в основном на решение узко утилитарных производственных задач. Необходимо определить цели НПО, ограничив их созданием научно-технической продукции, не ставя задачи ее массового проблемы научно технической деятельности. Критерием оценки деятельности НПО должно признаваться не массовое производство серийной продукции, а результаты инновационной деятельности - деятельность по созданию и освоению новой техники и технологии. В связи с тем, что сейчас предприятия, организации имеют право реализовать готовую научно-техническую продукцию, основным источником хозрасчетного дохода НПО может быть прибыль от продажи новшеств серийным проблемы научно технической деятельности, объединениям. Кроме того, нельзя лишать правовой самостоятельности научные организации, входящие в НПО. Они должны проблемы научно технической деятельности ведущим звеном в объединении. Диссертант возражает против предложения некоторых авторов о создании нового Положения об этих объединениях Проблемы научно технической деятельности соответствии со ст. Этот закон в значительной мере расширяет права субъектов хозяйственных отношений и позволяет им самим разрабатывать положения об - 35 - объединениях, определять цели, задачи, структуру взаимоотношений предприятий, организаций, входящих в это объединение и т. Поскольку НПО проблемы научно технической деятельности другие научно-производственные комплексы уже сейчас формируются в большинстве случаев на основе заключаемых между участниками данных комплексов договоров, то отпадает в настоящее время необходимость разработки Типовых Положений для такого рода субъектов права НПО, МНТК и др. В работе формулируются правовые признаки МГО как субъектов права в области НТП. Проблема совершенствования таких комплексов заключается прежде всего в отрегулировании отношений с отраслевыми министерствами, ведомствами. Представляется целесообразным строить отношения МГО с министерствами, ведомствами, другими МГО, объединениями, предприятиями на основе договоров. Предприятия, входящие в МГО, должны выйти из подчинения своих министерств, ведомств. В современных условиях нет смысла устанавливать сверху таким объединениям какие-нибудь показатели. Единственным показателем может быть лишь налог в госбюджет с прибыли. Проблемы научно технической деятельности как организационно-правовая форма взаимосвязи науки и производства соответствует формирующимся рыночным отношениям и представляется весьма перспективной при условии, что МГО не превратятся в еще один орган государственного управления, концерны - монополии. Относительно новой формы проблемы научно технической деятельности науки и производства являются МНТК. Они стали создаваться с 1986 г. С правовой точки зрения существует несколько препятствий для совершенствования работы МНТК: министерства нередко вмешиваются в непосредственную деятельность МНТК, нарушая их права; надлежащая координация в дейст- - 36 - виях министерств, ведомств по управлению МНТК отсутствует. Проблемы научно технической деятельности точки зрения автора работы, создание и функционирование МНТК может происходить на двух уровнях: 1 в целях решения комплексных научно-технических программ общегосударственного, межотраслевого значения вопрос о создании МНТК решается Советом Министров СССР, Советами министров союзных республик, ГКНТ СССР. МНТК должны обладать самой широкой правовой самостоятельностью, не имея никаких вышестоящих органов государственного управления, неся ответственность лишь перед своими заказчиками, перед органом, создавшим такой комплекс. В таких МНТК предприятия, организации могут сохранять свою подчиненность отраслевым министерствам, ведомствам, если они созданы лишь на определенный промежуток времени, при условии запрета министерствам, ведомствам в этот период вмешиваться в непосредственную деятельность участников данных комплексов; 2 МНТК могут создаваться на проблемы научно технической деятельности добровольной основе, на основе договорных проблемы научно технической деятельности друг с другом. Это вполне согласуется со ст. Однако создание и эффективное функционирование таких МНТК возможно будет лишь при развитой системе оптовой торговли, переходе к децентрализованным формам распределения проблемы научно технической деятельности средств и ресурсов. В работе исследуется вопрос об образовании стимулирующих фондов проблемы научно технической деятельности МНТК. Диссертант анализирует проблемы научно технической деятельности формы взаимосвязи науки и производства как учебно-научно-производственные объединения, специальные внедренческие фирмы, технологические городки и - 37 - парки, научно-производственные ассоциации и т. В работе достаточно подробно исследуется акционерная форма, признаваемая в настоящее время основной правовой структурой организации производственно-хозяйственной проблемы научно технической деятельности. В работе широко используется опыт функционирования организационно-правовых форм связи науки с производством в других странах, прежде всего в ФРГ, США. Особенное внимание уделяется правовому регулированию деятельности венчурных, рисковых фирм - мелких организаций, делающих бизнес на коммерческом освоении нововведений. Создание малых инновационных предприятий, признается и в нашей стране в качестве одного из основных путей решения проблемы использования в общественном производстве научно-технических достижений. Важное место в системе правового регулирования использования научно-технических новшеств принадлежит законодательству об изобретательстве и рационализации. В соответствии с проектом Закона проблемы научно технической деятельности изобретательской деятельности в СССР сформулированы конкретные предложения по созданию эффективного экономико-правового механизма использования изобретений в народном хозяйстве, применению лицензионных договоров, ноу-хау и др. Здесь же определяются основные направления совершенствования обязательственных отношений в сфере НТП, складывающихся как на основе развития договорных связей, так и вытекающих из выдачи государственных заказов. Содержатся конкретные рекомендации по проблемы научно технической деятельности в общественном производстве результатов проблемы научно технической деятельности исследований. Совершенствование процесса использования научно-технических разработок должно осуществляться не только по линии оптимизации организационно-правовой структуры деятельности субъек- - 38 - тов данных общественных отношений, но и по пути качественного изменения системы стимулов предприятий, организаций в эффективном использовании научно-технических результатов. Прежде всего, предлагается стимулировать те предприятия, которые проблемы научно технической деятельности начали осваивать научно-технические достижения. Исследуя опыт применения налоговых льгот в сфере НТП в других странах, автор формулирует систему таких льгот, которая должна быть закреплена и в нашем законодательстве. В заключении диссертации формулируются основные теоретические выводы, систематизируются конкретные предложения по совершенствованию законодательства об НТП. Автор исходит из того, что право может содействовать социальному и научно-техническому прогрессу только в том случае, если будут осуществлены с помощью правовых норн принципиальные изменения в само», социально-экономической системе нашего общества. Утверждается, что переход к рыночной экономике, развитие самостоятельности предприятий, организаций, прав и свобод граждан и прежде всего свободы творчества, которая раньше в значительной степени ограничивалась социально-политическими к экономическими условиями, социально-экономической практикой нашего государства, создание условий для проявления предприимчивости, инициативы всем субъектам в сфере исследуемых в работе отношений, использование самых разнообразных форм предпринимательской деятельности и позволит решить проблему соединения, обеспечения эффективного взаимодействия социального и научно-технического прогресса. Существенное изменение принципиальных основ функционирования социально-экономической системы советского общества "снимет" многие существующие сейчас проблемы, в частности, одну из самых сложных и пока не решенных - проблему эффек- - 39 - тивного использования в общественном производстве научно-технических достижений. В связи с этим следует считать крайне важным последовательное практическое применение таких недавно принятых законодательных актов, как Закон о собственности в СССР, Закон об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР, Закон о предприятиях в СССР, Закон о кооперации в СССР, Закон о налогах с государственных, арендных, кооперативных, общественных иных предприятий, Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, Основные направление стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике и т. Большое значение имеет и осуществление в ближайшее время следующих мероприятий в соответствии с Концепцией совершенствования управления научно-техническим прогрессом: правовое обеспечение организации и деятельности различных научно-технических центров, межотраслевых научно-технических комплексов, ассоциаций, концернов, консорциумов, акционерных обществ в области НТП, правовое обеспечение управления государственными научно-техническими программами, разработка правового статуса научного работника, правовых основ информационной политики и т. Важно реализовать указанное в Концепции требование повысить юридическую силу актов, составляющих правовое обеспечение НТП, сократить ведомственное нормотворчество в этой области общественных отношений, расширить юридическую самостоятельность конкретных участников данного рода правоотношений. В значительной степени на характер и содержание проблемы научно технической деятельности, сформулированных в диссертации, оказало влияние изуче- - 40 - ние соответствующего законодательства других стран. Такое сравнительно-правовое исследование позволило автору придти к твердому убеждению, что самая совершенная административно-командная система управления социально-экономическими отношениями, в том числе и в сфере НТП, как показал опыт ГДР, не дает соответствующих результатов, не обеспечивает эффективного развития экономики, не создает надлежащих условий жизни членам общества. Переход к социальной рыночной экономике необходим, неизбежен. Анализ законодательства ФРГ, других индустриально развитых государств дал возможность диссертанту сделать ряд конкретных предложений по изменению советского законодательства в проблемы научно технической деятельности НТП. Проблемы научно технической деятельности свое исследование, автор работы считает, что проблема "право и научно-технический прогресс" чрезвычайно многообразна и в дальнейшем она будет углубляться и расширяться. Усиление воздействия НТП на все стороны жизни современного общества обусловливает необходимость анализа правовых проблем НТП как всеми отраслями права, так, и в рамках теоретико-правовых исследований. Перспективными направлениями последних можно признать следующие: проблемы научно технической деятельности, НТП и глобальные проблемы современности, развитие прав и свобод граждан в условиях НТП, социальное управление, НТП и право, формы воздействия права на НТП, проблемы научно технической деятельности в праве, происходящие под влиянием НТП, социальные последствия НТП. Необходимо также исследование теоретических проблем правового регулирования самих общественных отношений в области НТП: этапы, закономерности создания и развития системы правовых норм в сфере НТП, проблемы - 41 - взаимодействия норм различных отраслей права в этой проблемы научно технической деятельности общественных отношений, творчество, его различные виды и правовое регулирование и т. ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ: 1. Правовое регулирование научно-технического прогресса: теоретико-правовой аспект. Куйбышев: изд-во Саратовского унив-та, Куйбышевский филиал, 1990, - 10 п. Куйбышев: Куйбышевский плановый институт КПИ. Куйбышев: КПИ, 1975 в соавторстве - 1,0 п. Проблемы научно технической деятельности : КПИ, 1979 в соавторстве - 9,5 п. Теоретико-правовые проблемы научно-технической революции в условиях социализма на нем. Лейпциг, 1984 - 1,0 п. Саратов: изд-во Саратовского унив-та, 1986 - 0,8 п. Теоретико-правовые проблемы научно-технического прогресса в СССР на нем. Лейпциг, 1990 - 0,8 п. Куйбышев: изд-во Саратовского унив-та. Материалы Актуально Предметные центры Периодика Интерактив Партнерство Портал Copyright 2002-2006 © Редакция портала: Участие в портале и более общие вопросы: Сообщения о неполадках и ошибках:.

Однако попытки ввести ее в ГДР не дали ожидаемого результата и соответствующие законоположения были отменены.

добавлено 79 комментария(ев)