Проблема социологического исследования

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: Социологическое сообщество, как и многие другие профес сиональные Социологическое сообщество, как и многие другие профес сиональные группы специалистов, выработали некоторые об-щие принципы того, что считать этичным в своей деятельнос ти и что нужно делать, чтобы соблюсти эти этические прин ципы. Это касается принципов проведения опросов населения, использования результатов в социальной практике и принятии решений в общественном и частном секторе. Они проблема социологического исследования на правлены на улучшение понимания населением исследова тельских методов и приемлемого использования результатов таких исследований. Основными «законодателями» норм являются такие уважае мые международные проблема социологического исследования, как WAPOR — World Asso ciation for Public Opinion Research Всемирная ассоциация ис следователей общественного мненияESOMAR — European Society for Opinion and Marketing Research Европейское обще ство по исследованию общественного мнения и маркетинго вым исследованиямAAPOR — American Association for Pub lic Opinion Research Проблема социологического исследования ассоциация исследователей общественного мнения. Законодательство конкретных стран может содержать нормы, которые накладывают дополнитель ные ограничения на деятельность социологов или выбор форм этой деятельности. В некоторых экстремальных случаях, как, например, в Китае, даже на само проведение опроса требуется разрешение определенных государственных структур. В то же время в России практически отсутствует законодательство, ко торое более или менее прямо регулирует взаимоотношение со циолога и общества. Некоторый свод этических правил принят Российским обществом СОЦИОЛОГОВ. Далее мы остановимся на основных понятиях и критериях, обеспечивающих соблюдение этих норм, как они сформулиро ваны в документах вышеназванных организаций. Основным объектом внимания выступает, конечно, респондент. Нормы, выработанные профессиональным сообществом, оговаривают главное его право — добровольно соглашаться или не согла шаться на участие в наших исследованиях — будь то просьба ответить на вопросы интервьюера, принять участие в фокус- группах или стать объектом наблюдения. В некоторых случаях это требование соблюсти легко и вос принимается оно как само собой разумеющееся, а иногда по чти невозможно. Так, например, использование метода наблю-дения часто сопряжено с такого рода трудностями. В количественных исследованиях принцип добровольности ведет к целому ряду методологических проблем. Большое коли-чество отказов в опросах населения ставит под сомнение реп резентативность данных и правомерность обобщения выводов на изучаемую целевую совокупность. Это вызывает необходи мость дополнительного анализа специфической, с точки зре ния исследователя, проблема социологического исследования «отказников». Респонденту должно быть объяснено, в какого рода дей-ствие он вовлечен и что все это значит. Например, придя на фокус-группу, участник уже дал согласие на такого рода ис следование, но он сталкивается с тем, о чем его заранее не предупреждали: что исследователь собирается записывать все на видеопленку, за группой проблема социологического исследования наблюдать исследователи че рез полупрозрачное проблема социологического исследования и т. Поэтому модератор в самом начале группы должен объяснить свои действия и, если кто-то не проблема социологического исследования с такими условиями своего участия, предложить покинуть группу или отказаться от видеозаписи. В большинстве случаев респондент, добровольно соглашаясь принять участие в исследовании, не может представить себе, что будет его результатом и какого рода последствия могут ска заться на нем самом. Поэтому второй основополагающий мо-ральный принцип работы социолога звучит почти как у врачей: не навреди людям, которые принимали участие в исследовании. Объектом исследования могут выступать люди с отклоняю щимся поведением, придерживающиеся мнения, противоре-чащего общественным нормам и морали. Люди дают информа цию о структуре своих доходов и расходов. Изучая их, исследо ватель берет на себя обязательство вольно или невольно нс навредить им, причем этот принцип проблема социологического исследования понимать все члены исследовательского коллектива, начиная с простого ин тервьюера. Конечно, не все аспекты этого критерия так просты и неоспоримы. Журналист имеет право перед законом не проблема социологического исследования крывать свои источники информации. В некоторых странах, например США, академические исследователи также обладают этой возможностью. Какими же средствами обеспечивается вышеприведенный проблема социологического исследования Респондент анонимен, если ис следователь не может идентифицировать ответы с данным конкретным человеком. Однако не много социологических ме тодов дают эту возможность. Интервью на дому, по телефону не может быть анонимным, участие в фокус-группе также не анонимно. В то же время почтовый опрос проблема социологического исследования эту возможность, если, конечно, исследователь предварительно нс пронумеровал свои анкеты для идентификации адреса. Группо вой опрос школьников методом самозаполнения вопросников при определенных условиях также может быть анонимным. Проблема социологического исследования этом случае исследователь может иден тифицировать респондента, но обязуется не делать этого публич но т. Это означает, что исследователь обязан предусмотреть меры по гарантии анонимности. На прак тике часто это трудоемкое дело, которое требует большой акку ратности и внимания. Рассмотрим достаточно стандартную ситуа цию социологического опроса у респондента на дому. Интервью ер, проведя интервью с респондентом, имеет достаточно обширную информацию об этом человеке — пол, возраст, соци альное положение, где работает, доход и много другой личной информации. И к тому же он знает, где этот человек живет, и этот адрес зафиксирован в одном из нолевых документов напри мер, бланке поиска респондента. Все это передается в полевой отдел исследовательского центра. Адрес используется в основном для контроля работы интервьюера и далее уничтожается. В па-нельных исследованиях адреса респондентов приходится хранить на протяжении всего цикла исследований, который может дос тигать многих лет. Компьютерный файл с первичными данными обязательно содержит номер респондента, что позволяет иденти-фицировать данные с конкретным человеком до тех пор, пока не уничтожен его адрес. Таким образом, во время этой достаточно длительной про цедуры сбора и обработки первичных документов, которые по зволяют полностью идентифицировать человека с его ответами на анкету, работает множество сотрудников организации. Кон фиденциальность информации проблема социологического исследования каждому конкретному рес понденту в этом случае может означать лишь то, что организа ция в целом гарантирует нераспространение информации о нем за ее пределы. В одном проблема социологического исследования исследований методом фокус-групп по вопросам страхования, которое проводилось автором этих строк, участ ники дискуссии откровенно рассказывали о своем финансовом положении, о своих счетах и сбережениях за границей что не-легально с точки зрения действующего законодательства ит. Конечно, распространение этой информации могло на нести существенный вред участникам группы. Поэтому в отче тах для заказчика никогда не указываются фамилии и тем бо лее адреса участников, конкретное место работы и другие па раметры, могущие идентифицировать человека и навредить ему. Особое внимание, в этой связи, необходимо уделить аудио- и видеозаписям, проблема социологического исследования они передаются заказчику. Если по просьбе заказчика видеозапись предполагается передать ему, международная система правил, принятых ESOMAR, требует получения согласия каждого из участников фокус-группы на та кую передачу. Заказчик в проблема социологического исследования очередь должен гарантировать конфиденциальность передаваемой ему информации. Первичные данные, собранные исследовательским цент ром, в проблема социологического исследования электронного файла могут передаваться в самые разные организации — заказчику, другой исследовательский центр, архивам данных социологических исследований для публичного использования профессиональным проблема социологического исследования, студентами, журналистами и т. В этой связи очень важно га-рантированно обеспечить конфиденциальность информации об индивидуальном респонденте. Ведь даже исключив из файла первичных данных опроса населения имя респондента и его адрес, по набору характеристик — пол, возраст, профессия, в каком населенном пункте проходил опрос и т. Исключить та кую возможность — задача исследователя. В этой связи серьез ные архивы опросных данных вырабатывают свои специальные требования к передаваемым им первичным данным, чтобы ис ключить саму возможность нарушения конфиденциальности. Некоторые исследовательские проекты предполагают пуб-ликацию личной информации о респонденте. Однако един ственным возможным основанием для такой публикации явля ется разрешение самого человека. Проблема конфиденциальности находит различное прелом ление при изучении отдельных социальных групп общества и применении различных методов. Выше уже упоминалось о фо кус-группах и связанных с ними проблемах конфиденциально сти. Появление новых инструментов и объектов изучения, на пример Интернета, вызывает необходимость переосмысления существующих правил их конкретизации к новым исследова тельским методам. Цели исследования идентификация исследователя. Говорить правду — один из проблема социологического исследования этических принципов исследователя. Это проблема социологического исследования идентификации себя перед лицом респондента как представителя конкретной организации, и сообщения ему проблема социологического исследования исследования. Помимо этической стороны существует и профессиональный аспект, связанный с борьбой со всякого рода «мимикрией» торговых, рекламных, политических групп проблема социологического исследования кандидата на выборах, которые в нужные им мо менты действуют, принимая вид респектабельной социологи ческой исследовательской организации. Один из моих знакомых жаловался мне на коварство «социологов», которые во время международного авиарейса попросили его заполнить анкету о качестве обслуживания и заодно написать свой телефон и адрес. Каково же было изумление моего коллеги, когда на следующий день после прилета домой ему позвонили проблема социологического исследования предложили купить какую-то вещь. Таким образом, против своей воли он попал в базу данных обеспеченных людей, используемую торговой орга низацией для продаж дорогостоящих товаров. Назвать организацию, от имени которой проводится иссле дование, в большинстве случаев не вызывает каких-либо про блем. Однако представим себе, что исследовательское подразде ление налоговой инспекции проводит под своим именем опрос об проблема социологического исследования населения к этому органу, налогам и налоговым реформам; социологи из Российской академии наук проводят опрос населения на Украине и т. Совершенно очевидны воз можные смещения в ответах людей, которые могут возникать в том и другом случаях. Что обычно приходится делать? В первом случае исследователи могут сказать, что они из независимого исследовательского центра или, что вдвойне предпочтительней, заказать исследование действительно независимой организации. В последнем случае доверие профессиональной общественности к результатам исследования также было бы выше. В случае с опросом населения на Украине, памятуя о каче стве данных, лучше переложить эту задачу на местных коллег. Почти во всех исследованиях респонденту приходится объяс проблема социологического исследования цели исследования, в котором ему предстоит принять учас тие. Здесь также общие этические нормы приходят в противоре чие с критериями качества данных, которое должен обеспечить исследователь. Как правило, конкретные цели и конкретный предмет проблема социологического исследования приходится скрывать за общими фразами типа «мы изучаем образ жизни людей, что они думают о собы тиях, которые происходят в нашей стране, и т. », «исследова- ние поможет выработке научно обоснованн ых рекомендаций» Формулировка цели исследования в общих, нейтрально окра шенных тонах должна помочь избежать возможных смешений в проблема социологического исследования респондента Еше один аспект в этой же цепи этических проблем — объяснение респонденту, для кого делается исследование За бота о качестве данных, опасения всевозможных смешений вновь приводят к необходимости проблема социологического исследования общих объяснений Особые проблемы вызывают, конечно, приклад ные исследования по заказам различных ведомств и компаний Вряд ли будет оправданным с точки зрения качества данных говорить на Украине, что исследование проводится, напри мер, для МИДа другой страны И в то же время совершенно недопустимо обмануть респондента и сказать, что это исследо вание выполняется по заказу ООН или Всемирной организа ции здравоохранения, если, конечно, они не являются дей ствительными заказчиками В маркетинговых исследованиях ни когда не называют конкретного производителя продукции, который заказал исследование, а говорят «группа компаний, производящих электронику, хотела бы знать отношение насе-ления к индивидуальным средствам связи» и т д Таким образом, некоторые достаточно очевидные приемы, которые применяют социологи в своей каждодневной профес сиональной деятельности, заботясь, в первую очередь, о каче стве собираемой информации, по большому счету, вызывают целый ряд этических вопросов, на которые следует дать ответ Исследователь и профессиональное сообщество. Предыдущие страницы этой главы были посвящены этическим аспектам, которые возникают при взаимодействии исследователя и рес пондента Отношения с профессиональным сообществом также регулируются сводом очевидных общих принципов Эти проблема социологического исследования подразумевают, что, проектируя исследова ние, разрабатывая инструмент, собирая информацию, обраба-тывая и анализируя полученные данные, исследователь делает все возможное, чтобы результаты его работы были надежны и обоснованны Более конкретно это означает, что необходимо использовать только те методы, которые с профессиональной точки зрения более всего подходят для изучаемой проблемы, эти исследовательские методы в силу своих возможностей не должны вести к ошибочным заключениям, мы не должны со- знательно интерпретировать исследовательские результаты или неявно давать возможность для интерпретации, которая проти воречит имеющимся данным; интерпретация наших результа тов не должна создавать впечатление о большем доверии к ним, чем действительно следует из данных исследования. Для того чтобы избежать вышеупомянутых ошибок и дву смысленностей в интерпретации, во всех отчетах необходимо достаточно детально и аккуратно описывать проблема социологического исследования ме тоды и полученные выводы. Общие принципы этических норм, выработанных исследо-вательским сообществом, также гласят, что, в случае если вы полненное исследование становится предметом разбиратель ства с точки зрения нарушения этих норм, исследователи дол жны предоставить дополнительную информацию, которая необходима для профессиональной оценки этого исследова ния. Публикация результатов социологических исследований. Нор мы профессиональной этики требуют, чтобы публикация ре зультатов социологических исследований сопровождалась де тальным описанием всей методики исследования. Это относит ся к публикациям как в профессиональной литературе, так и в СМИ. Для последних это описание, конечно, может быть очень кратким и простым. Для массовых опросов публикация данных должна сопро вождаться ясными ссылками на: название исследовательской организации, которая прове ла это исследование; целевую совокупность опрашиваемых; объем достигнутой выборки проблема социологического исследования географическую представи тельность т. Описание основных параметров выборки: метод отбора в целом с описанием того, каким образом осуществлялся отбор респондента в частности; размер выборки и доля успешных интервью; обсуждение вопроса о точности выводов, включая ошиб ки выборки и процедуры изучения проблема социологического исследования данных; проблема социологического исследования на то, какие выводы сделаны по части выборки, а какие по всей выборке. К сожалению, эти проблема социологического исследования часто не соблюдаются даже в профессиональной российской литературе. Достаточно взглянуть на публикацию данных эмпирических исследований в проблема социологического исследования сиональном журнале социологического сообщества «Социоло гические исследования». При проблема социологического исследования этих статей часто возника ет ощущение, что исследование вообще не следовало каким- либо методическим принципам и соответственно обсуждение результатов представляет собой некоторое эссе на тему. Нс лучше обстоит дело и с публикациями в российских СМИ, которые переполнены ссылками на данные социологи ческих опросов. Перед президентскими выборами 1999 г. Цент ральная избирательная комиссия вынуждена была специально обратиться к СМИ с требованием сопровождать все публика-ции описанием методики получения данных. Сейчас, если по ложение и стало лучше, то совсем ненамного. В результате в общественных дискуссиях социологов часто проблема социологического исследования в неко тором шарлатанстве. То есть в этом плане нетребовательность к себе когда публикуются данные исследований в научной лите ратуре и к журналистам которые публикуют эти данные в СМИ наносит существенный ущерб самой науке и дискреди-тирует социологическую науку в глазах общества. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп,— Обоснование научного ме-тода в прикладной социологии. Методы сбора информации в проблема социологического исследования исследованиях. Методология и процедуры социологических исследований,- Методические Назовите разделы программы социологического исследо вания. Какие процедуры они включают? Чем социальная проблема отличается от научной? Какие проблемы решает социологическая наука? Что дает системный анализ объекта исследования? Чем отличается операционализация понятия от его опе рационального определения? Какова роль гипотезы в социологическом исследовании? Зачем нужна концептуальная модель - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических Борокноев История и рациональность: социология Ве- бера и проблема социологического исследования ренессанс. В нем отражены новые социальные явления и проблемы, а также ре зультаты современных исследований теоретического и эмпирического характера. Раскрыты сущность социологического подхода к изучению общества, а также изменения, произошедшие за последнее время в социальной реальности, Гречихин Г Лекции по методике и технике социологических исследований. Социология: В 3 г. Российская проблема социологического исследования Андреенков Лекции по методологии социологических ис следований. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. Модели объяснения и логика социологического исследования. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает проблема социологического исследования Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? Проблема социологического исследования результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно проблема социологического исследования от первоначальной, сформулированной Охарактеризуйте основные виды социологического исследования. Каковы кри- терии их выделения? В чем особенности каждого вида и условия его применения? Вычлените этапы социологического исследования. Обоснуйте их последователь- i ность и логику. Для чего нужна программа социологического исследования? Можно ли проводить исследование без программы? Проанализируйте Различают три основных вида социологического исследования: пилотажное разведывательное ; описательное; - собирательное понятие, характеризующее основные онтологические и методологические установки социолога, реализуемые в процессе исследования социологического и ведущие к расширению и углублению сферы социологического.

Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним.

добавлено 82 комментария(ев)