Практическая психодиагностика методики и тесты

Учебное пособие - читать бесплатно электронную книгу онлайн или скачать бесплатно электронную книгу Здесь выложена электронная книга Практическая психодиагностика. Учебное пособие автора, которого зовут Райгородский Д Я. Научные рецензенты: Заведующий кафедрой психологии образования, доктор психологических наук Самарский Государственный Педагогический Университет. Заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии, доктор медицинских наук, профессор Самарский Государственный Медицинский Университет. Методики и тес- ты. ISBN 5-89570-005-5 Предлагаемая Вашему вниманию квита содержвт три раздела: 1 - диагиостика психических состояний и свойств личности; 2 - диагно- стика междичностных и семейных отношений; 3 - диагностика практическая психодиагностика методики и тесты сиональвого подбора кадров; практическая психодиагностика методики и тесты и представляет собой наиболее полное из опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов прак- тической психодиагностики. Практическая психодиагностика методики и тесты и тесты сопровождаются - описанием способов обработки подученных результатов. Сборник адресован прежде всего профессиональных психологам и сту- дентам психологических факультетов, но будет интересен и полезен само- му широкому кругу профессионалов и читателей. ISBN S-89570-005-6 c ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый читателю сборник методик и тестов пред- ставляет собой попытку дать профессиональному психоло- гу для повседневной деятельности. Составитель далек от мысли, что предлагаемый сборник способен ответить на все вопросы, ежедневно встающие перед практикующим практическая психодиагностика методики и тесты. Акцент сделан на ре- шении двух проблем - диагностики психических состоя- ний и свойств личности и диагностики межличностных отношений в группе. Не акцентируя работу практического психолога в систе- ме профотбора кадров, все же необходимо указать, что боль- шинство методик, предлагаемых в настоящем издании, мо- гут быть или должны быть использованы в профотборе, особенно в тех случаях, когда речь идет об отборе кадров, связанных с работой в экстремальных ситуациях. Несмотря на аннотацию, предложенную в начале кни- ги, неизбежно встает вопрос; для кого эта книга? Прежде всего книга предназначена для той практическая психодиагностика методики и тесты ленной аудитории студентов-психологов, которые через год, два, три приступят к практической деятельности, но еще до того, как они начнут работать, им необходимо, чтобы уже с первых шагов они имели в руках собрание полно- ценных методик и тестов, которые подтвердили свою ва- лидность и надежность многолетним применением в прак- тической психодиагностике. Книга предназначена и для клинических психологов. Эта специализация представляет собой наиболее обшир- ную область применения предлагаемых методик. И это связано с тем, что само понятие клиническая психология трактуется разными авторами по разному, но неизменно достаточно широко. Так по классификации американско- го библиографического журнала в объем клинической психологии включаются психотера- пия, психодиагностика, консультативная психология, пси- хогигиена и реабилитация, дефектология. По мнению польских ученых клинический психолог работает в стационарах психиатрических, педиатрических, неврологических и нейрохирургических, занимается ди- агностической и клинико-воспитательной деятельностью, участвует в процессах реабилитации инвалидов, психоте- рапии и психокоррекции. Книга предназначена и для патопсихологов. И здесь необходимо подчеркнуть, что именно для них, а не для психопатологов. Патопсихология исследует структуру нарушений пси- хической деятельности, закономерности распада в их со- поставлении практическая психодиагностика методики и тесты нормой, при этом она дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии. Психопатология является наукой медицинс- кой, и она оперирует, главным образом, практическая психодиагностика методики и тесты понятиями. Книга предназначена практическая психодиагностика методики и тесты для психотерапевтов. При об- суждении этой книги это положение вызывало наиболь- шие споры. У многих сложился образ психотерапевта, какнаделенного необычными способностямит. Но уже в 70-х годах началось обсуждение вопро- сов и роли психологического тестирования для психотера- певтической практики. И в этой области психологический эксперимент решает следующие задачи; 1. Обнаружение психических свойств личности, ис- ходя из обнаруженных характеристик, строить свои даль- нейшие отношения. Лебединский считает, что исследование клиента с помощью опросника MMPi, хотя и не может заменить собирание анамнеза, но играет определенную роль при кли- нических анамнестических беседах. Многие крупные психотерапевты применяют в своей практике опросник Спилберга-Ханина, шкалу проявления Блейхер Применение методик способствует налаживанию кон- такта с больным, т. Говоря о надежности и валидности предлагаемых мето- дик и тестов, необходимо вкратце расшифровать эти по- нятия. Под понимается относительное посто- янство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Но степень надежности зависит от многих причин. Какие же факторы снижают точность из- мерений? К ним относятся: 1 Нестабильность диагностируемого свойства. Гуревич предложил толковать надежность в трех смыслах: 1. Надежность самого практическая психодиагностика методики и тесты инструмента. Вторым после надежности ключевым критерием оцен- ки практическая психодиагностика методики и тесты методики является валидность. Но вопрос о валидности методики решается лишь после того, как уста- новлена ее надежность. Be проблемы и методы. Зарубежные специалисты выделяют четыре типа пока- зателей валидности: 1. Критерий исполнения в их число входят; практическая психодиагностика методики и тесты ство выполненных работ, успеваемость, время, затрачен- ное на обучение, темп роста квалификации и т. Субъективные критерии они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, пред- почтения, субъективные критерии получают с помощью интервью, вопросников, анкет. Физиологические критерии они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуаци- онных переменных на организм и психику человека. Критерий случайностей применяется, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям. Диагностическая методика обязана быть стандартизи- рованной. Анастази, стандартизация рас- сматривается в 2-х планах: как выработка единых требо- ваний к процедуре эксперимента и как определение еди- ного критерия оценки результатов диагностических испы- таний. Если со стандартизацией процедуры практическая психодиагностика методики и тесты обстоит доста- точно ясно, то с определением выбора единого критерия оценки, возникают проблемы. И прежде всего проблема точки отсчета. Пока идет речь о диагностике интеллекта проблем не возникает. Такой точкой отсчета является статистическая норма, по отношению к которой оцениваются разные сте- - пени успешности или неуспешности выполнения диагнос- тической пробы. Где та тонкая грань, видимая лишь наиболее опытным психо- логом, отделяющая норму от патологии? Где эта точка от- счета? Истоки этого недоразумения восходят к отечественной характерологии. В течение многих лет мы занимались ак- центуациями характера, не задавая себе вопроса: акценту- ация по отношению к каким критериям? К какой норме поведения? Потому что любая методика, связанная с ди- агностикой психических свойств и состояний, приходит к практическая психодиагностика методики и тесты об адекватном или неадекватном поведении обсле- дуемого. Все вышеприведенные размышления известны и достаточно озадачивают тестологов. Но каким видится выход? В сжатом виде СПН можно определить как систему тре- бований, которую общество предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне его общности, человек должен овладеть теми практическая психодиагностика методики и тесты ми, которые к нему предъявляются, причем процесс этот является активным - каждый стремится занять опреде- ленное место в социальной общности и сознательно осуще- ствляет этот процесс приобщения к классу, группе. Эти требования и могут составлять содержание СПН, который в сущности, является идеальной моделью требований со- циальной общности к ли ости. Практическая психодиагностика методики и тесты, оцевка результатов тестировавия дол- жва проводиться по степеви близости к СПН, который дифференцируется в образовательво-возрастиях грави- цах. А как же быть с индивидуальными свойствами лично- сти, с индивидуальными характерами? Что может дать СПН при тестировании и Юнгили инди- вида с индивида с Мы все время ищемне желая замечать, что есть и другие пути. Мне уже приходилось писать, что вторая половина XX века ознаменовалась взрывным характером практическая психодиагностика методики и тесты но- вых типологий характеров, со своей диагностической про- цедурой. Именно руководствуясь типологией Юнга в 1959 г. Юнга, четвер- тая решение-восприятие - добавлена Изабель Майерс. И каждый человек в силу своей индивидуальности за- нимает определенное место на этих школах, определяю- щее его принадлежность к одному из шестнадцати лично- стных типов. Вот почему MBTi был воспринят с таким воодушевлением В мире тех, кто работает с психологическими тестами. Среди наиболее популярных теорий, которые отпочко- вались от типоведческого ствола, следует упомянуть тео- рию темпераментов Кейрси, и созданный им опросник Впервые в нашей стране вышла книга, раскрывающая возможности типологического подхода в оценке индиви- дуальных психологических особенностей личности чело- века, причем адаптированная к условиям современной России. Опросник Кейрси, созданный на основе всемирно известной методики Майерс-Бриггс, представляет собой новую, более удобную форму, при проведении массовых обследований. Но наиболее значительным явлением в современной психодиагностике следует признать опросник Дж. Олдхэ- ма и Морриса их типологию личностей, созданную этими же авторами, на основании опросника. Вот как они 1 Крегер В этом спра- вочнике опубликованы работы выдающихся психиат- ров и психологов, занимающихся диагностикой рас- стройств. Он содержит единую диагностическую тер- минологию и предназначен для исследователей и прак- тиков. Этот справочник, который, имея многих пред- шественников ДСМ-Ш, ДСМ-Ш-Rначал функциони- ровать с 1980 г. Еще в 1976 г. Тип служит одним из главных ориентиров для медико-педагогических реко- практическая психодиагностика методики и тесты, для советов в отношении будущих профессий и И- r Олдхэм Дж. Последнее же весьма существенно для устранения и предотвращения социальной дизадаптации. Речь идет о переходе от клинических типов психопа- тий и акцентуаций к анализу. К достоинствам теста Морриса отно- сятся не только выявления психологического типа лично- сти, но и вероятностных расстройств именного данного типа личности. Описание каждого типа личности сопровожда- ется упражнениями для улучшения качеств описываемого типа. К сожалению, ука- занный тест не адаптирован, но может служить отечественного психодиагностического теста. Отечественная наука не осталась в стороне от практическая психодиагностика методики и тесты ствующей в мире тенденции создания типологий. Изданная оскорбительно малым тиражом в 1996 г. Бурно могла бы оказать многим психо- логам и психотерапевтам неоценимую помощь. Свою психотерапевтическую типологию создал Его книга, написанная ясным, чистым, слегка иронич- ным языком, так же, как и книга Бурно, должна быть включена в для психо- логов и психотерапевтов. Наконец, типология входит в школьную жизнь. Впервые, через 100 лет после появле- ния типологии Лесгафта, мы получили социально-педаго- Личко Если хочешь быть счастливым. Практическая психодиагностика методики и тесты гическую типологию личностей Практическая психодиагностика методики и тесты. Миниярова, с со- путствующим тестом для определения типа личности. И последнее в прямом и переносном смыслевпервые соционика вторгается в межвозрастную педагогику. Вы- пущенная в Новосибирске книга Тыщенко предлагает средства и способы не только диагностики типов, но и организации малых групп, типо- логическое структурирование пространства и времени уро- ка, семинара, лекции. Соционика -меж- возрастной педагогике. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 13 ГИССЕНСКИЙ ОПРОСНИК АДАПТИРОВАН В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. Выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия. Физическое состояние человека влияет на эмоциональ- ный стереотип поведения. Это следствие влияния сомати- ки практическая психодиагностика методики и тесты психику. Но возможно и обратное воздействие - сло- жившийся у личности эмоциональный стереотип поведе- ния накладывает отпечаток на переживание физического состояния. Эмоциональный стереотип поведения оказывает дав- ление на восприятие органических состояний. В отличие от объективной картины сомати- ческих нарушений, субъективный уровень отражает, как человек эмоционально интерпретирует состояние своего здоровья.

Работа написана на материале большого количества текстов русской и мировой литературы в русле психопоэтики и психостилистики и представляет новое направление в анализе художественного текста — психиатрическое литературоведение. На конкретных примерах продемонстрированы принципы организации прикладных исследований, приемы профилактики и коррекции неблагоприятных состояний Книга предназначается для исследователей и практиков в таких областях знаний, как инженерная психология, психология, физиология и гигиена труда, эргономика, авиационная и космическая медицина.

добавлено 4 комментария(ев)